воскресенье, 22 ноября 2020 г.

Игры и упражнения для развития речи детей "В песочнице"

 Игра «Морской мир»


Создайте вместе с детьми морской мир, в котором есть рыбки, сундуки с сокровищами и др. При этом важно задавать детям много вопросов, мотивировать их произносить сначала простые слов – «да», «нет», «тут», «там» и др., – а потом более сложные. Например: где будет море? Какой камушек возьмем? Этот или этот? Красный или синий? Какую рыбку нарисуем: «такую или такую?» – показывайте руками большую или маленькую рыбку.

 

Игра «Накорми зверей в зоопарке»

Вам понадобится цветной песок или пластилин.

Готовьте вместе с ребенком «корм» и проговаривайте каждое действие: «Обезьянка любит бананы или мясо? Бананы желтые или красные? Сколько обезьянок у нас? Давай посчитаем. Один, два. Давай сделаем два банана». Показывайте на пальцах, лепите. Помогайте, если есть затруднения.

Игра «Кто это был?»

Достаньте из коробки игрушки. Например: корова, тигр, пчела, змея, еж. Каждой из них присвойте свое звучание. Корова мычит – «м-м-м», тигр рычит – «р-р-р», пчела жужжит – «ж-ж-ж», змея шипит – «ш-ш-ш», еж фырчит – «ф-ф-ф». Длительно произносите какой-либо звук и предлагайте детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку. 

Автор игры Р.Г. Голубева.

Игра «Эхо»

Произносите слоги. Дети их по очереди повторяют. За каждое правильно выполненное повторение предлагайте ребенку взять любую игрушку для последующей игры в песке: «Та-ка-па, па-ка-та, ка-на-па, га-ба-да, па-ба-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, та-да-да, да-та-да, ла-га-ка, га-ка-ка». С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребенок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

 

Упражнение «Песочный ветер»

Цель: научить ребенка управлять вдохом-выдохом (дыхательное упражнение). Ребенок учится дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Фантазируйте на тему песочной страны: предложите задувать что-то в песок, выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Важно: сначала тренировка проходит с выдуванием на ладошку, а затем в песок. Говорите: «Ветерок гудит: у-у-у… у-у-у… у-у-у!!! в-в-в…». Нужно гудеть то слабее, то сильнее.

 

Игра «Идем в гости!»

Помогите ребенку создать сказочную страну. Выберите героев, создайте ландшафт: реки, тропинки, горы и др. Постройте домики. Затем путешествуйте с ним по этой стране и «оречевляйте» каждое действие. Показывайте и проговаривайте: «Скок-поскок». Так разворачивайте сюжет. Задавайте как можно больше вопросов, на которые нужно дать ответ: «Кто будет жить в этом домике – зайка или белка? Кто пойдет по этой дорожке? Как зайка будет скакать по тропинке?» Если ребенок не может выговорить ответ, спросите: «Эта или эта фигурка?» Так вы сможете развить пассивный словарь ребенка.

 

Игра «Назови звук»

Взрослый предлагает ребенку вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребенка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребенок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание дается другому ребенку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кран-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом). 

Автор игры Н.В. Дурова.

 

Игра «Какой звук лишний?»

Скажите детям, что сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Предложите вспомнить, какие звуки издают животные. Дети повторяют звуки за вами. Затем называйте звуки, а дети должны спрятать в песок тех животных, звуки которых вы не назовете. Звуки: р, л, д, ж, с, т, к, м, ш, (ф) – д, в, р, с, ш, н, ж, л, х, (м) – ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р) – з, ш, к, п, л, д, б, с, в, (ж).

 

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: учить ребенка регуляции мышечного напряжения и расслабления. Рассказывайте от имени Песочной Черепашки: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Мы с тобой можем устроить такой дождь и ветер. Смотри, как это происходит». Ребенок медленно, а затем быстрее сыплет из своего кулачка песок в песочницу, на свою ладонь, на вашу ладонь. Затем он закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами. Сыпьте песок на какой-либо палец ребенка, а он должен угадать, на какой. Потом сыпьте одновременно на две руки. Отработайте понятия «лево-право», названия пальцев, «низкий, средний, высокий дождик» – руки приподняты над подносом слабо, немного выше и высоко. Произносите: «Кап-кап-кап». Сыпьте медленно, затем все быстрее.

 

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развивать у ребенка тактильную чувствительность, воображение. Сначала «идут медвежата» – ребенок кулаками и ладонями с силой надавливает на песок и рычит как мишка: ы-ы-ы. Затем «прыгают зайцы» – ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигается в разных направлениях и проговаривает: «Прыг-скок». «Ползут змейки» – ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой. Можно использовать ниточку-змейку. Змейка шипит: ш-ш-ш. «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитирует движение насекомых. Можно погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются» и жужжат: ж-ж-ж. Ребенок постарше может придумать несуществующее животное и изображать его следы: топ-шлеп. Это развивает воображение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий